07:00 

Одежда нормандской женщины в конце 11, начале 12-го веков.

Перевод выполнен Ольгой Шкребец (Gwen) и Величко Екатериной (Claire)
со статьи Sarah Doyle 1999 года

Недавно меня попросили написать статью об одежде нормандской женщины конца 11-го - начала 12-го веков, в частности периода, следующего за завоеванием. Я думала, что будет невероятно трудно найти иллюстрации в доказательство своих предположений. Тем не менее, когда я приступила к серьёзным поискам, иллюстрации нашлись в самых необычных местах, включая скандинавскую резьбу.

Однако сначала необходимо рассмотреть проблему поиска сведений о женской одежде в рукописях. В этот период большинство рукописей писались и иллюстрировались монахами, именно поэтому во многих из них изображены Дева Мария и другие библейские персонажи. Учитывая то, что женщины не были персонажами Библии, можно предположить, что изображённые в рукописях женщины носят одежду самых верхних сословий. Можно также спросить, видели ли монахи женщин, одетых по последней моде? Скажем так, они не жили в монастырях постоянно, должны были время от времени ходить на рынок, чтобы купить продукты, которые не выращивали сами. Некоторые монахи были капелланами лордов поместья, некоторые следовали за женщинами в церковных процессиях, хотя и не предполагается, что ни должны были обратить внимание на то, во что одеты люди. Эти факты говорят о том, что монахи могли хотя бы на расстоянии видеть богато одетых женщин. Тем не менее, монахи также славились своим усердием в копировании античных манускриптов, и возможно, они заимствовали фасоны одежды оттуда. Поэтому нужно быть особо осторожными в использовании иллюстраций из рукописей при исследовании женской одежды.
Итак, каковы мои предположения? Платья были относительно прилегающими и шились с длинными свисающими рукавами. Моим отправным пунктом была иллюстрация с которой, я уверена, большинство из вас знакомы. Это иллюстрация из Гобелена из Байо (рис. 1 (внизу). Здесь мы видим Эльфгиву, носящую сравнительно прилегающую модель платья со стандартным платом и довольно длинными рукавами. Хотя гобелен и был заказан церковью, вышит он был женщинами (англичанки это были или нормандки – к обсуждению это имеет мало отношения), поэтому можно с большой уверенностью утверждать, что Эльфгива одета по моде того времени. К несчастью, гобелен не показывает нам детали платья. Однако во многих других манускриптах видно, что по контуру рукава были окантованы полоской ткани, по цвету контрастной ткани платья, и вывернуты наружу, чтобы контраст был заметен. По своему опыту я могу сказать, что проще всего достичь этого, окантовав рукав полностью. Обычно изображались рукава длиной до колена, но встречаются и такие, что фактически достают до пола. Однако, такая длина, скорее всего, позволительна была только королеве, поскольку большое количество ткани, затраченной на такие рукава, было не по карману большинству женщин. Кстати, хочу отметить, что для данного периода нет подтверждения, что рукава завязывали узлом на конце.
По каким-то причинам, возможно из-за смены правящего класса, существует очень мало рукописей, датированных 1066-1100 годами. Однако я посмотрела рукописи, сделанные до завоевания и спустя примерно 40 лет после 1100г. Точно можно сказать, что то, что было модно в 11 веке, носили и в 12-м. (рис. 2 (внизу)). К примеру, я обнаружила изображения накидок вплоть до конца 12-го века: плат-капюшон, который появился в большинстве рукописей, созданных до Завоевания, сохраняется как раз до этой даты. Вторая иллюстрация из псалтыря Эдвина (середина 12-го века) показывает женщин, носящих одежду со смешанным фасоном 11-го и 12-го веков.
В Псалтыре Эдвина так же содержит изображения несколько других фасонов, не похожих на то, что мы обычно видим. Вторая женщина слева носит стандартное платье и накидку, однако её плат отличается от всех увиденных ранее. Похоже, что это кусок материи, плотно обёрнутый вокруг головы и приколотый брошью или булавкой к виску или чуть выше. Женщина, стоящая на коленях у станка также имеет нестандартные рукава. Они шире, чем обычные, но не такие длинные как рукава, вышитые на Гобелене из Байо. То же самое мы видим на небольшой иллюстрации девы (Девы Марии) из календаря 1120-1140 года, и на резьбе раннего 12-го века из церкви в Forshem в Швеции (рис. 3 (внизу)). Хоть эта резьба и из Скандинавии, рукава очень похожи на те, что в календаре. Эта резьба, возможно, показывает и юбку, сделанную из отдельного куска ткани. Такой фасон не появится в Британии еще, по крайней мере, 100 лет. Я пробовала работать в платье с рукавами такой длины, и оказалось, что они не путаются при выполнении работы. Конечно, нужно быть аккуратной, работая у огня, но, тем не менее, они весьма практичны. Я думаю, что такие рукава были для повседневной носки, а длинные – на особый случай.
Итак, это основные фасоны одежды, но могли ли в них быть какие-то изменения? В 12-ом веке стало модным носить плат, открывающий шейный вырез (рис. 4 (справа)). Этот стиль (1130-1140гг), как плат-капюшон, не имеет полоску ткани для того, чтобы плат держался на голове, поэтому, возможно, они прикалывались к невидимому чепцу или сетке для волос. Вполне возможно воссоздать такой образ с помощью полукруглого плата, который прикалывался для создания складок, которые обычно видны на изображениях. Скорее всего, это предшественники покрывал, которые появились к концу 12-го века, но у меня нет подтверждения из источников 11 века, что такие платы носились в 11-м веке. Как установлено, платы 11-го века не имели лент для удержания ткани на голове. Я, поддерживая эту версию, не нашла в рукописях также и подтверждение тому, что носились металлические ободки, которые часто изображаются в фильмах.
В The St. Anne Bury Bible (рис. 5 (слева)) 1130 года мы видим женщину с очень странным платом, который завязан узлом. Мне пока не удалось ничего выяснить о нём, но если у вас появится идеи, сообщите мне, пожалуйста. На этой иллюстрации мы также видим нижнее платье. Кажется, оно сделано из тонкой белой ткани, и не имеет складок на рукавах, которые характерны для саксонского костюма.
В большинстве иллюстраций нет подтверждения тому, что существовал ремень или пояс. В некоторых случаях любой ремень или пояс попросту не видны, поскольку носится плат или накидка. На некоторых изображениях на первый взгляд, кажется, есть что-то, повязанное вокруг талии, но этому может найтись другое объяснение. В 4-ой иллюстрации, к примеру, мы видим что-то вокруг талии, спадающее вниз на передней части платья. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении, украшения на рукавах и кромке платья кажутся абсолютно идентичными украшениям на «поясе». Единственный найденный мною пример был в иллюстрации из Винчестерской Библии примерно 1180 года. Многие говорят, что у них есть подтверждение существования поясов, однако пока я не увижу их, я буду стоять на своём.
В рукописях с изображениями женщин, не носящих накидку, можно получить примерное представление о вырезе для горла. Конечно же, нормандские женщины были достаточно богаты, чтобы иметь кормилицу для детей, поэтому не было необходимости в вырезе, дававшем доступ к груди. Все вырезы на горловине имеют небольшой разрез, по длине идентичный вырезам на мужских верхних платьях. Они могут быть закреплены брошью, как на рисунке 6, изображающем свадьбу будущей королевы Матильды с Генрихом V, 1114 год, или просто оставлены нескреплёнными. (рис. 4). В последнем случае вполне возможно, что это ложный вырез, имитация разреза, сделанный просто для красоты. Во всех случаях, где видно вырез, он украшен, даже если это просто полоска ткани другого цвета, пущенная по краю. (рис. 7 (слева)).
Всё же, как нам достичь того, чтобы платье прилегало? К счастью, сохранилась одна рукопись, которая показывает нам метод приталивания ткани. Это Евангелие Юдифи (the Gospel of Judith of Flanders) (рис. 8 (справа)), датированное 1050 г. Оно очень ясно показывает нам длинные рукава, нижнее платье с узким рукавом и крепление сбоку. Мы видим, что это крепление – прямоугольник ткани, из которого снизу выходят складки. Поговорив с другой швеёй, мы пришли к выводу, что чтобы сделать что-то подобное, нужно два прямоугольных (или квадратных) куска ткани, которые были прикреплены к внешней и внутренней стороне платья. Они могли быть пришнурованы или сшиты вместе, чтобы стянуть ткань на талии.
Однако, есть и другие способы приталить платье. Я сделала умеренно прилегающее платье из шерсти, которая сама по себе очень эластична. Я сшила его как обычное платье, затем просто немного ушила по бокам, так чтобы можно было спокойно одеть и снять его. Кроме того, могли использоваться небольшие петельки, которые зашнуровывались. Мы знаем, что одежда с петельками использовалась в период до завоевания. Такие образцы ткани были найдены в Llangorse Crannog, в Северном Уэльсе. Однако здесь петли могли использоваться для прикрепления плаща к платью. Петли были усилены с другой стороны платья, чтобы они выдержали лишний вес. Если они выполняли данную функцию, то я не вижу причин, по которым они не могли бы стягивать платье по бокам. Чтобы испробовать этот метод, нужно сшить платье, которое будет плотно прилегать на груди, а затем пришить петельки по бокам, чтобы стянуть платье на талии. Это позволит вам добиться таких же складок, какие видны на картинках в рукописях. Кроме того, вы могли бы разрезать шов сбоку вплоть до верха бедра и использовать шнуровку, чтобы закрыть разрез. Последний метод был, вероятно, наиболее частым в употреблении и имеет подтверждение на нескольких иллюстрациях. Тут тот, кто носил одежду, скорее всего, сшивал её на себе на целый день и распарывал швы вечером. Есть более поздние упоминания о людях (включая мужчин), которым приходилось распарывать одежду, поскольку они затягивали затягивали её так, что с трудом дышали. Есть ещё один метод, но я не думаю, что он использовался – стягивание петель с изнанки. В иллюстрациях, подтверждающих это, линии натяжения идут как раз на талии. Если одежда была с петлями с изнанки, то и складки от натяжения ткани должны идти вокруг и вверх по телу.
Так как мы не имеем археологических находок платья для данного периода, остаётся только догадываться, как всё это делалось. Вполне правдоподобно, что платье, состояло из единого куска ткани, в две длины изделия. Есть поздний образец из Гренландии, по которому видно, что платье делалось, по меньшей мере, из 10-ти кусков ткани, но это уже относится к позднему 13-му, 14-му векам, поэтому мы можем исключить этот вариант из рассмотрения. Тем не менее, множество рукописей показывают, что юбка состояла из довольно большого количества материи, так что, что в платье могут вставляться клинья по бокам и, вполне возможно, спереди и сзади. Что касается материала, из которого шились платья – что ж, просто представьте, каково было сидеть и вышивать в продуваемом насквозь зале замка или помещичьем доме. Кажется, что норманны больше внимания уделяли качеству и богатству ткани, чем богатым украшениям. Даже на иллюстрации свадьбы Матильды (рис. 6) украшения достаточно скромные. Наиболее популярна должна была быть ткань, украшенная узором, такая как, к примеру, тонкое сукно. Шёлк встречался всё ещё довольно редко. В середине 12-го столетия епископ Генрих из Блуа (епископ Винчестерский) был похоронен в шёлковом платье, но он был родственником короля, и это можно считать скорее исключением, нежели правилом. Я думаю, что шёлк использовался лишь для отделки и головных уборов.
В заключение, что мы можем сказать об одежде нормандки? Мы можем сказать, что в особых случаях, например при визите королевского двора, она носила полуприлегающее платье с длинными ниспадающими рукавами и головной убор. Однако, для ежедневной носки и работы она могла надеть менее прилегающее платье с менее длинными рукавами. Но такие платья, всё же, носились людьми из верхних сословий, которые не приходилось работать каждый божий час, чтобы свести концы с концами. В такой одежде можно было выполнять только работу, подходящую по рангу: вышивание, шитье, изготовление гобеленов. Имеется также очень скудное подтверждение существования поясам, но платья такого типа прекрасно выглядят и без них.
Наконец, если у вас имеется какая-либо информация по данному вопросу, которую я не включила в статью, или доступ к источникам, которые показывают что-то иначе, чем другие, то я буду рада, если вы ей со мной поделитесь. E-mail - sarah.doyle@virgin.net

Изобразительные источники:

Рисунок 1. – миниатюра с Гобелена из Байё 1080 г.
Рисунок 2. – Псалтырь Эдвин 12 век.
Рисунок 3 - Carving from Forshem Church, Sweden начало 12-го века
Рисунок 4 - Florence & John of Worcester Chronicle 1130-1140 гг.
Рисунок 5 - St. Anne Bury Bible 1130
Рисунок 6 – Свадьба Матильды и Генри V 1114 г.
Рисунок 7 - Gospels, Pembroke College, Cambridge 1130-1140 гг.
Рисунок 8 - Gospels of Judith of Flanders 1050 г.


Рис.1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7



Рис. 8

@темы: Англия, Нормандия, пошив одежды

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Living History

главная