06:25 

Рекомендации по составлению женского костюма на Францию конец11-н12вв. (для критики)

Ancotir(Claire) [DELETED user]

автор: Екатерина Величко (Claire) 2010 год.

Все рекомендации  составлены с использованием археологических, изобразительных и летописных источников. Я всегда готова изменить или дополнить статью, если у вас найдётся материал, поддерживающий или опровергающий мою точку зрения.
dragonancotir@rambler.ru
ICQ – 455718434
Начнём с главного – элементов костюма. Сначала их перечислим, потом разберём более подробно:
  • Камиза - нижнее платье;
  • Шенс – одно из верхних платьев, аналогичное по крою камизе;
  • Блио – богато украшенное верхнее платье;
  • Пояс;
  • Шоссы – чулки высотой до колена или чуть выше;
  • Плат – отрезок ткани, покрывающий голову;
  • Плащ;
  • Обувь – кожаные тапочки;
  • Вязаные иглой носки, варежки, и/или гольфы;
  • Различные аксессуары (укажу ниже).

 

Что на чём носилось.

О послойности женского  костюма можно судить на основе анализа мужского, но, в любом случае, за неимением археологических находок женских костюмов они остаются предположениями. Итак, камиза – нижняя рубаха (с  фр. chemise – ночная сорочка). Она носилась постоянно как мужчинами, так и женщинами. Шенс – одна из верхних рубах, рабочая, повседневная. Надевалась на камизу  так, чтобы полностью скрыть её.  Блио – также надевалось на камизу, без шенса. Это выходное платье, которое украшалось на столько, на сколько могла себе позволить его владелица. Вопрос о поясе до сих пор остаётся открытым. Одно могу сказать – они точно были. И на богатых дамах, и на не очень богатых, и сверху на шенс, и на блио, тонкие, широкие и т.д. Плат – элемент одежды замужних женщин. Все порядочные замужние женщины должны были его носить. До замужества волосы заплетались в различные причёски.
Остальное отдельно объяснять не нужно.  Я не упомянула брэ или что-либо подобное за неимением абсолютно никаких подтверждений его существования у женщин.  Сценки из апокалиптических текстов не являются доказательствами. Если проводить аналогию с другими странами того же периода или даже современности, можно найти множество стран, народностей, в которых женщины спокойно обходятся без нижнего белья. Я специально рассматривала традиции этих народов. В особые женские дни бельё либо мастерилось из доступных материалов, либо особым образом завязывалась нижняя рубаха, поэтому у некоторых их было 2-3 штуки. Т.е. жить без брэ – можно. :)

Также о послойности  советую  почитать здесь, высказаны очень конструктивные мысли с использованием литературных источников.
 

КАМИЗА

Крой камизы:  Т-образная рубаха с клиньями по бокам и спереди, длинные узкие рукава с ластовицами, не приталеная.  Один из вариантов описан на сайте Ассоциации Гардарика. Этот крой был основным для большинства стран Европы вплоть до начала 12-го века, когда мода начала меняться.  Существует множество подтверждений и вариаций кроя,  из них можно упомянуть:

Из материалов подходит лён. Отличительной особенностью французской моды являются длинные и очень узкие рукава рубах, рукавов камизы это тоже касается. Но без фанатизма, рука должна свободно двигаться. Приталивать камизу лично я смысла не вижу, все верхние платья мешковатые и объёмные, какого она кроя не видно. К тому же, в камизе проходит вся жизнь средневековой женщины: сон, трапезы, работа, праздники и т.д., рубаха должна быть максимально удобной. Длину можно подбирать разную: от середины икр до щиколоток.  Я думаю, что у  женщины среднего достатка могло быть 2 камизы: повседневная и парадная. Повседневная могла быть короче (чтобы подол не стирался о землю и легче было ходить), а парадная длинная, т.к. имеется много изображений женщин в коротком блио, из под которого предположительно выглядывает камиза, различного рода украшеная и покрашеная в разные цвета. Помните, что все рубахи предпочтительнее делать без плечевых швов!

В среде реконструкторов бытует версия -  камиза делалась несколько уже, чтобы «зафискировать» грудь.   Как обладательница достаточно не скромной груди могу сказать  – на одном из фестивалей мне приходилось 3 дня ходить без этой самой фиксации, ничего страшного при работе не происходило. Конечно, вид не соответствует современным понятиям эстетичности, но следует помнить, что тогда таких понятий не было. Не могу сказать, что будет правильнее – делайте на своё усмотрение.
 


ШЕНС

Как версия, шенс – повседневная одежда. Из материалов подходит лён, шерсть. Крой такой же, как и у камизы, длина обязательно по щиколотку, не короче.  На миниатюрах мне встречались разные цвета. Самым доступным из всех был коричневый.
Цитаты из скандинавских саг о костюме.

БЛИО

Самый красивый и интересный элемент одежды. Материалы: лён, шерсть, шелк. Это та же Т-образная рубаха, за исключением того, что форма рукавов  разная.Что касается длины подола, на изобразительных источниках встречаются разные блио. Минимальная длина – от середины икр. Рукава, вырез горловины и подол могли различным образом украшаться. Могли украшаться только горловина и рукава, а низ не украшался и т.д. Самое минимальное украшение – отделка тканью другого цвета. На этих полосках ткани могла делаться вышивка шелком, камениями, могла быть вышивка прямо на платье.

Чтобы более точно «подобрать» себе вариант блио, советую посмотреть собранную мной библиотеку миниатюр на 11 век.

ПОЯС

Пояс – очень спорный элемент женского костюма. Лично моё мнение – пояс носился и был популярен, изготавливался из ткани, аналогичной ткани блио или шенса, смотря что носилось.  Пояс был и на богатых, и на бедных, и на всех остальных.

Вот фреска «Чудо св. Климента», на ней изображена замужняя женщина, нашедшая своего сына. Она в блио, и сверху на блио пояс. Подтверждения наличия поясов вы также можете найти по ссылке,  данной выше. 

Вы можете не делать пояс, если не считаете нужным. Достаточно изображений дам  как в поясе, так и без него. Однако, если анализировать литературные источники, будь то саги, песни и т.д., можно заметить, что женский пояс ассоциировался с честью дамы. Необыкновенная мощь Брюнхильды, проявленная ею ранее в состязании при сватовстве Гунтера, коренится в ее девственности (символом девственности служит, как обычно, пояс невесты), и лишь тот, кто способен лишить ее Брюнхильду, станет ее господином.
 

ШОССЫ

Шоссы – чулки до колена или чуть выше у женщин. Материалы – лён или шерсть. Находок шосс крайне мало и все они мужские, поэтому приходится полагать, что они делались также, только короче.  По поводу раскройки могу посоветовать труды  Катрины де Грасс (в полном варианте рекомендаций указано несколько археологических находок)
ancotir.files.wordpress.com/2010/07/230f0e79322...
ancotir.files.wordpress.com/2010/07/a236c1d00ff...

Мерки:
А-объем лодыжки
В-объем стопы
С-высота пятки
Д-расстояние от Б до конца пятки
Е-объем икры в самом широком месте
Ж-расстояние от А до «повыше колена»
Н-расстояние от Б до нижних суставов пальцев
И-объем стопы вокруг нижних суставов пальцев
Й-от В до самой длинной точки стопы
 

ПЛАТ

Плат – часть костюма замужней дамы. Он мог быть разным по величине и носиться по-разному. Размеры ориентировочно 1х1 метр, 1,5х1,5 и т.д. Я сделала себе плат 1х1,5 метра и считаю это наиболее оптимальным вариантом. Легко завязывается и по виду наиболее приближен к изо-источникам. Однако, если внимательно посмотреть миниатюры, можно предположить и прямоугольную форму плата. Но я больше склоняюсь к овалу.

Материалы – лён и шелк. Мне встречались изображения плата, который по краю был богато украшен.

Крепление вызывает много вопросов. Существует три версии:

  • Плат крепился ткаными или кожаными лентами или металлическими обручами у более богатых дам.
  • Плат не крепился, а завязывался особым образом, при которым он не спадал.
  • Носились специальные шапочки, на которые булавками цеплялся плат, и на уровне виска закалывался, закрывая шею.

Стоит отметить, что все версии обоснованы, даже последняя. По подборке видны разные варианты.

Много также изображений, где плат держится без видимых креплений.  Но это только ИЗО, поэтому отсутствие креплений может быть просто стилизировано.
 

ПЛАЩ

Очень часто женщины изображаются в плаще, обычном и богато украшенном. Самый распространённый крой – полусолнце. Могли быть трапециевидные, круглые и прямоугольные плащи.  Плащи также могли быть повседневными и на особенный случай. Так, например, сохранился коронационный плащ жены Генриха II, богато украшеный вышивкой.

Материалом могли служить такие ткани, как: шерсть, лён, шелк. Плащ с подкладом допускался. Также можно было подбить плащ мехом.

Вот несколько цитат о плащах из скандинавских саг:

  • Она была в шерстяном плаще, а вокруг головы у нее был платок…
  • она (прорицательница) была так одета: на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола.
  • Она (Ингигерд) послала Олаву коунгу шелковый плащ с золотым шитьем и серебряный пояс.

ОБУВЬ

В этой теме я глубоко не копалась, однако могу посоветовать пару ссылок, которые вам точно  помогут:

 

ВЯЗАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Вязаные изделия были широко распространены по всей территории раннесредневековой Европы. Способ вязания – вязание иглой. Самые распространённые стили – Йорк (York Stitch)  и Осло (Oslo Stitch). Находок очень много, поэтому сомневаться в существовании данных вещей нет смысла.
 

АКСЕССУАРЫ

О наличии кожаных сумок у дам на 11 век мне ничего не известно, однако можно спокойно использовать так называемые сухарные сумки из мешковины.

Из украшений можно использовать литые фибулы и кольца из различных материалов: латунь, серебро, золото и т.д. Если поискать, то можно найти много разных вариантов украшений. - www.norman-world.com/angleterre/archeo/Normandi...
Также мне попалась всего-лишь одна миниатюра на 11 век (не считая восточной европы),  где женщина изображена с серёжками – German 1050 Crowing of Emperor Heinrich III and Empress Agnes

 

Перед изготовлением костюма, советую ознакомиться со следующими материалами:

1. Одежда Нормандской женщины конце 11-начало 12 веков
2. Подборка изображений женщин в различных источниках 11 век.
3. Цвета в средневековой литературе и археологии
4. Ссылки на материалы по эпохе викингов

Полный вариант рекомендаций со всеми ИЗО выложен здесь - ancotir.wordpress.com/1-2/

Заодно выкладываю свою версию костюма (фотографии)

@темы: пошив одежды, Хвастаемся достижениями, Франция, Нормандия, Консультации

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Living History

главная